Мне нельзя быть
успешным(ой)/ счастливым(ой) / богатым (ой), или вставь своё
Как отстать от себя и вернуть себе свои права на жизнь?
«Нельзя» - одно из слов, которое мы слышали в детстве. Кто-то его слышал чаще, чем всё остальное.

Но сколько запретов мы получили без слов? Взглядом и жестом, переданным родителем? Впитанным через правила и ценности семьи?

И скольким из них мы до сих пор продолжаем следовать?
Как работает "воспитание"
Все родители дают послания своим детям. Среди них есть и запреты, и разрешения.

Из вербальных, словесных запретов родители могут говорить своим детям:


  • Мало ли чего ты хочешь!
  • Веди себя спокойно, никому твои психи тут не нужны.
  • Все дети как дети, а ты у меня...
  • Учись на пятерки, а то будешь дворником.
  • Посмотри на Машу, вот она какая... а ты...!
  • А ты что думала, жизнь праздник? Легко и просто достается только сыр в мышеловке.
  • Не жили богато, нечего и начинать.
  • Я столько для тебя сделала, а ты вот какая неблагодарная выросла!

Продолжать можно бесконечно, потому что каждый слышал что-то своё.



Из невербальных запретов может быть игнорирование, молчаливое осуждение и отстранение в ответ на какое-то поведение ребенка.


Например, если ребенок капризничает, мама отворачивается и уходит.

В таком случае ребенок получает невербальный запрет на то, чтобы быть неудобным, проявлять злость или плаксивость.


Показывать "плохие" чувства - нельзя. Надо быть веселой и счастливой, тогда мама от меня не отвернется - думает ребенок.


Или девочка-первоклассница приносит хорошие оценки маме, но та не реагирует или высмеивает ученость дочери, вспоминая, что ей никто не давал в детстве учиться. Ей приходилось с детства работать, но вот если бы она могла... тогда бы она, конечно, все олимпиады выиграла.


Здесь ребенок может считать неосознанную зависть матери к дочери и воспринять это как приказание - не будь успешной. Не будь лучше матери.


За каждой вербальной или невербальной реакцией кроется свое послание, свой запрет.

Не удовлетворять свои потребности, не чувствовать свои чувства, быть покладистой и спокойной. Быть хуже других, быть не успешной. Не останавливаться, не праздновать, не отдыхать. Служить другим и так далее.



Родительские запреты призывают нас чему-то соответствовать, без учёта наших потребностей и индивидуальности.


Они оценочны, и когда ты им не соответсвуешь, начинает казаться, что с тобой что-то не так, что ты хуже других.


А далее родительские послания (догмы или запреты), превращаются установки, которые начинают работать против нас.

Полученные запреты перерастают в негативные установки.

В какие установки родительские послания преобразуются?


Например,

  • Запрет и стеснение собственных желаний: не важно чего я хочу, важно, чего хочет от меня другой.
  • Если я скажу нет и буду думать о своих потребностях, меня никто не будет любить.
  • Запрет на злость и аутоагрессия: выражать негативные чувства и отстаивать себя стыдно, я плохая, что хочу оттолкнуть маму за её совет, который бесит.
  • Я хуже других. У других может всё получится, но не у меня. Всегда есть кто-то лучше меня. Я всегда буду чего-то или кого-то недостойна.
  • Или я идеальна, или я никто.
  • Всё достается тяжёлым трудом, моя жизнь не может быть лёгкой, я должна мучиться и тогда точно что-нибудь получится. Большие деньги можно заработать только нечестным путем.

И многие другие..



Так вышло, что именно родители формируют самооценку ребенка и его отношение к миру.

Делают они это исходя из собственного воспитания и опыта, программируя определенные мысли, реакции и ожидания от мира.

К сожалению, их программы чаще далеки от реальности и потому разрушительны.

Например, тревожная мама может так напугать ребенка, что он будет постоянно ожидать от мира опасности, страдать от фобий и искать у себя неизлечимые болезни.


Все эти иллюзии, перешедшие от родителей к детям, были переданы из благих побуждений защитить своего ребенка.


Но когда, вырастая, мы понимаем, что они не защищают нас, а мучают и мешают полно жить, мы сталкиваемся с диллемой: я хочу, но не могу иначе.

Что делать?


Самому дать себе разрешение из своей взрослой части.

Упражнение для самостоятельной работы с родительскими запретами:


1. Вспомните 10 правил /заповедей/ запретов, которые вам часто говорили в детстве/ которые Вы чувствуете, Вам нельзя было нарушать, пусть это прямо и не обсуждалось?


2. Переформулируйте их в разрешения


Например:

- Нельзя выражать свою злость или плакать, это будет воспринято как невоспитанность или слабость

- Мне можно чувства те чувства, которые ко мне приходят, и поступать так, как мне хочется. Я не обязана соответствовать чьим либо ожиданиям, я могу быть собой. Я - чувствующая, это я смелая. Мне такой есть место среди людей.


- Ты толстая, тебе нельзя столько есть

- Я разрешаю себе любить себя такой, какая я есть, я принимаю себя с таким аппетитом, какой у меня есть, если голодная - я ем, и мне всё равно на то, мало это для кого-то или много.


3. Запишите, как Вы себя чувствуете, когда читаете свое разрешение.


Как можно больше рефлексируйте и размышляйте по этому поводу, это поможет вытащить из бессознательного много скрытой информации. Только когда она станет явной, Вы сможете начать с ней что-то делать, в том числе в личной терапии.

Тогда вы были маленьким и не могли быть самостоятельны.

Сейчас - Вы взрослый.

Вы сами можете дать себе разрешения из своего взрослого в свою детскую часть. И она Вас обязательно услышит. Ведь она Вас сюда привела, не так ли?

Когда-то, когда Вы впервые услышали родительский запрет, Вы поверили в него безкритично, словно это и есть правда.

Сейчас эту критичность важно начинать взращивать. Вы уже Взрослый. Вы видите яснее, чем в детстве, и Вы можете встретиться с правдой.
Можете взглянуть на своих родителей более трезво и увидеть за ними обычных людей, которым не владеют никакой истиной и могут также, как и все, заблуждаться.

В этом лежит начало освобождения от иллюзий.

Начало, в котором Вы сможете сами дать себе все разрешения и обезвредить все вредные запреты.

Сначала будет сложно. И это нормальное начало пути.
Автор статьи
  • Дипломированный психолог, транзактный аналитик в обучении международным стандартам.

Что нужно знать, перед тем как иммигрировать? К чему нужно быть готовым и как себе помогать?

Практика, которая поможет прислушаться и развеять иллюзии, мешающие слушать себя и исполнять свои мечты.

Мысли расходятся с ощущениями, всё понимаете, но чувствуете по-другому?
Это нормально. Пока Ваши чувства и мысли не интегрированы, потому что детский травматический опыт не был пережит. Пережить его и соединить чувства с мыслями можно в терапии. Доверьтесь специалисту, оставьте заявку на консультацию с психологом.
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
По всем вопросам обращайтесь:

E-mail: zubkova.anastasi@gmail.com
Соцсети:Telegram



Политика конфиденциальности
Made on
Tilda